Школа молодого исследователя: новое поколение

На  кафедре гистологии, эмбриологии, цитологии Волгоградского государственного медицинского университета прошла первая в этом сезоне Школа молодого исследователя. Четыре с половиной часа 68 студентов первых (и не совсем) курсов постигали основы поиска необходимой для своего научного исследования литературы, интерпретации и анализа его результатов, оформления в статью или литературный обзор и мастерства презентации на публике. По итогам Школы каждый участник получил начальный багаж знаний, а также сертификат о прохождении обучения.

Когда есть природное любопытство, то согласитесь, что его всегда хочется удовлетворить. А как это сделать правильно и с пользой? С помощью науки. Собственно, этим и занимаются все учёные, а также те, кто только начинает свой научный путь. Но часто молодой и активный, но ещё неопытный экспериментатор теряется от избытка информации и незнания того, что должно следовать за каждым его шагом. И тут на помощь приходит Школа молодого исследователя, которую воплотили в жизнь полтора года назад члены совета НОМУС ВолгГМУ для студентов-медиков.

Всё началось весной 2015 года, когда ребята провели первую серию лекций по актуальным для каждого учёного вопросам того, как нужно писать статьи, делать презентации, защищать интеллектуальную собственность и подавать проект на грант. Затем они видоизменили проект и сделали его в виде однодневного интенсива с одновременными занятиями в малых группах длительностью 40 минут каждое.

За один субботний вечер (а мероприятие решено было проводить именно в субботу), каждый участник школы, следуя своему индивидуальному расписанию, имел возможность посетить все четыре базовых темы, а также пройти тестирование и получить заветный диплом о прохождении Школы. Кроме того, за прошлый учебный год разработали и «обкатали» даже более углубленную Школу 2.0 для тех, кому базовых знаний уже недостаточно.

Летом этого года ШМИ под руководством Алексея Куличкина получила новое «дыхание», одобрение и средства на дальнейшую реализацию на всероссийском молодёжном форуме «Территория смыслов». Помимо этого, уже есть договорённости с Казанью и Краснодаром, а также некоторыми другими городами насчёт того, чтобы продолжить сотрудничество и передать опыт Школы коллегам из других медицинских вузов.

Сейчас проект уже настолько хорошо отработан, что пришла пора заниматься воспитанием «преемников». Это тьюторы и делали, выступая вместе с новичками и теми, кто в Совете НОМУС не так давно. Самих участников пришло не так много, как прежде: 68 из 118 зарегистрировавшихся, но зато к каждому был индивидуальный подход. Это позволяли сделать группы из 6-8 человек.

Программа почти не отличалась от той, которую составили в прошлом семестре, и включила в себя следующие темы:

  1. Основы презентации и выступления на публике: от А до Я, которые преподавали Алексей Куличкин, Андрей Зуб, Елизавета Хохлачёва и Ирина Федичкина;
  2. Основы написания литературного обзора, структура статьи, о которых рассказывали Анна Хоружая, Аксинья Кабаргина, Любовь Пушкарская и Ольга Биткова;
  3. Основы работы с базами научной медицинской литературы, которые вели Максим Гоник и Чимназ Сейидова;
  4. Статистические методы исследования в медицине, которыми ведали Саргис Саргсян, Карина Петрова, Даниил Липов и Яна Филиппова.

На «разборе полётов» тьюторы с воодушевлением рассказывали, что участники с удовольствием их слушали и внимали всему сказанному. Однако, они были немного вялыми – сказывалась насыщенная учебная неделя. Активнее всего ребята проявляли интерес к мастер-классу по презентации от А до Я.

«Каждая секция Школы молодого исследователя важна, но одной из самых главных для меня остаётся та, которая посвящена мастерству презентации. Где, как не здесь, можно поспорить о «зелёном фоне» и «котятах» одновременно? А если серьёзно, то от того, как вы представите свои результаты, на 70% зависит успех вашей работы», - отмечает Алексей Куличкин.

«В целом всё прошло очень хорошо. Мы старались преподнести как можно доходчивее всю информацию и большую часть лекции проводили в виде диалога. То есть спрашивали, что, по мнению присутствующих, значит презентация, для чего она. Ребята все были достаточно активными и даже вступали с нами в небольшие дискуссии», - подтверждает Ирина Федичкина.

Наиболее сложным этапом Школы почти для всех участников показалась медицинская статистика. В результате обратной связи выяснилось, что на неё стоит выделять больше времени и непременно отводить какую-то часть занятия на практику.

«В основном, наши группы формировали студенты первого курса, поэтому для многих статистика показалась сложной. За 40 минут рассказать всё, конечно, просто невозможно, но мы постарались подать более-менее понятно все этапы статистического исследования. А также показатели, расчёты, которые необходимы для полноценного анализа. Каждый должен понимать, что ни одна серьёзная публикация не обходится без статистической обработки. Поэтому очень важно уметь использовать статистические методы в своих работах», - делится впечатлениями Яна Филиппова.

Куратор проекта Алексей Куличкин считает, что на данный момент Школа молодого исследователя - стабильный инструмент для получения новых знаний и навыков. Он нужен каждому, кто собирается воплотить своё любопытство, занимаясь научной работой. «Ведь субботу можно не просто провести в приятном общении, но и с пользой для своего будущего», - отмечает Алексей.

Анна Хоружая

Вторник, 08 ноября 2016

Оставить комментарий

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать.